Система профилактической работы с детьми "группы риска"
Дети "группы риска"– это такая категория детей, которая требует особоговнимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии.
Дети группы риска представляют собой одну из наименее защищённых групп детей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества.
Дети "группы риска" есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в "группу риска":
Отчуждение детей от семьи, школы и общества;
Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.;
Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка;
Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению);
Влияние дурной компании, окружения, социума;
Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам;
Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.
К внутренним факторам риска относятся:
·ощущение ребенком собственной ненужности,
·низкая самооценка, неуверенность в себе,
·недостаточный самоконтроль и самодисциплина,
·незнание и непринятие социальных норм и ценностей,
·неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,
·неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Как правило, ребенок получает клеймо “трудного”, если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.
Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашего лицея – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия.
Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер. Она должна разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
В деятельности социального педагога с детьми «группы риска» можно выделить несколько основных направлений:
диагностическая деятельность,
аналитическая, коррекционная работа,
образовательно-профилактическая деятельность и работа с семьёй ребёнка.
Социальная работа с детьми в группе риска должна строиться с учётом причин дезадаптации и девиации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Важнейшим условием успешности работы с детьми группы риска является включение таких детей в систему новых отношений, которые должны строиться на основе коллективной и общественно-полезной деятельности, а также при обязательной поддержке семьи.
Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.
Исходя из этой цели в лицее сложилась система работы с детьми «Группы риска».
Участники системы: зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители, обучающиеся.
Принципы работы с детьми группы риска формулируются следующим образом:
Создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог - ребенок»;
Подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);
Тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Взаимодействие с классным руководителем.
Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.
Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением и учащимся "группы риска". Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, неблагополучных семей, списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В начале каждого учебного года в лицее оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.
Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.
Мониторинги:
1.Психодиагностическое исследование уровня адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;
2.Диагностика изучения социализированности личности учащихся 5-11 кл.;
3.Диагностика уровня нравственной воспитанности 5-11 кл.;
3. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних. Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.
Ведущими методами являются: организация и проведение профилактических бесед, индивидуальных бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, консультирование, и т.д.
На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящегося в социально опасном положении или семью, составляется личная карта. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.
Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.
Профилактическая работа лицея направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.
Значительное место в деятельности педагогического коллектива с детьми «группы риска» занимает образовательно-профилактическая деятельность.
Формы работы:
Индивидуальные профилактические беседы;
Индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и выбора дальнейшего пути.
Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности:
Общественно полезной;
Трудовой;
Спортивно-оздоровительной;
Художественно-эстетической;
Игровой и др.
Образовательно-профилактическая деятельность включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т.д.). Учащиеся вовлекаются в кружки и секции. В начальной школе проводятся кружки: национальные танцы, шахматы. Тесное сотрудничество с детским технопарком «Кванториум-15».
Работа с родителями. Ведется активная работа по выявлению семей, не занимающихся воспитанием своих детей, асоциальных семей и т.дПроводятся беседы как индивидуально, так и на родительских собраниях. Посещение на дому семей группы риска и детей сирот и оставшихся без попечения родителей.
Психологическое сопровождение – одно из звеньев системы работы с детьми из группы риска, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Индивидуально - ориентированное сопровождение детей группы риска
Задачи:
выявление неблагополучных семей, способных принять социально психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности;
психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:
Проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные и внешние аспекты, проводится работа , включающая следующие основные составляющие:
Индивидуальная работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.
Работа с семьей направлена на повышение психологической компетентности родителей, представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.
Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов).
Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу - психологу в случаях:
·
наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);
·появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
·употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;
·кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка.
К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся:
проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми;
сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
переживание собственной неуспешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
трудности в обучении;
отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях;
отсутствие чувства безопасности.
Основная цель работы педагога-психолога в лицее с детьми группы риска - создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи.
Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска
Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап работы или в процессе индивидуального консультирования. Информация о проблеме,поступает от педагогов, родителей, других представителей ближайшего окружения подростка.
Диагностика уровня воспитанности учащихся 5-11 кл;
Диагностика изучения коммуникативных наклонностей учащихся 5-11 кл.;
По мере необходимости на основе выявленных проблем (в когнитивном, личностном развитии, коммуникативной сфере) проводится углубленная психологическая диагностика с использованием дополнительных методик ("Карта наблюдений" Д. Стотта, "Цветовой тест" Люшера, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - автор А.Н. Орел).
Психологическое консультирование детей группы риска
Схема консультированиястроится двумя способами - в зависимости от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка.
В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.
Психоконсультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:
запрос подростка - описание проблемы и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
установление контакта с подростком;
диагностическая беседа - поиск причин возникновения проблемы;
интерпретация педагогом-психологом возможных причин проблемы;
По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками.
Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска
Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи:
развитие обще учебных умений и навыков успешного освоения образовательной программы;
повышение учебной мотивации;
формирование социальной компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей;
профилактика употребления психоактивных веществ.
Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной или групповой формах - в зависимости от специфики проблемы, особенностей психического и физического развития подростка, его возраста. Возможно сочетание форм, переход от индивидуальной к групповой работе, если того требует динамика проблемы.
В период с августа по декабрь 2020 года проведена следующая работа:
Составлен социальный паспорт лицея (сентябрь);
Проведено социально-психологическое тестирование, сбор согласий (сентябрь);
Выявление детей «группы риска»;
Посещение на дому детей сирот и оставшихся без попечения родителей (ноябрь);
Психодиагностическое исследование уровня адаптации учащихся 5-х, 10-х классов (октябрь);
Заседание Совета по профилактике - 3;
Проведена беседа в 7 «Б» классе со специалистом экспертом УКОН МВД по РСО-Алания Маргиевой Анной, тема: «Пагубное влияние наркотиков на организм человека. Правовая ответственность за употребление и незаконный оборот наркотиков.» (октябрь);
Проведена беседа с инспектором по ПДН Газзаевой Аидой Семеновной, тема: «О вреде употребления энергетических напитков, нацвая, табачных изделий, курительных смесей» (октябрь);
Проведены индивидуальные беседы с детьми «группы риска»;
Проведены беседы:
в 8 «А» кл. «Мы в ответе за свои поступки»
6 «А» - «Правонарушение как результат вредных привычек»,
6 «Г» - «Драка – наказуемое деяние»
Проведены индивидуальные беседы с родителями;
Проведено родительское собрание «Асоциальное поведение»;
Диагностика уровня нравственной воспитанности 5-11 кл. (ноябрь);